Цели моей внеклассной работы вытекают из общих целей школьной географии – создать средствами предмета условия для того, чтобы школьники умели вести себя в природной и социальной среде, были готовы к непрерывному образованию, имели склонность к самопроявлению и самовыражению своей личности. Моей важнейшей целью внеклассной работы является так же и организация общественно полезной работы, которая позволяет школьникам применять полученные на уроках географии знания и умения в практической деятельности, что в будущем даёт им возможность лучше адаптироваться в окружающей среде.
Необходимых результатов внеклассной работы я достигаю при выполнении ряда задач:
а. Формирую познавательный интерес к географии;
б. Связываю школьную географию с жизнью;
в. Углубляю и расширяю содержание изучаемого предмета;
г. Развиваю способности учащихся;
д. Осуществляю индивидуальный подход.
Внеклассные занятия по географии провожу не только в кабинете, но и во время экскурсий на природу, на предприятия, в походах, на туристических слетах… Шире применяю источники географической информации (карты, справочники, научную и научно – популярную литературу, видеофильмы и т. п.). Использую разные методы исследования (наблюдения, сбор статистического материала, полевые исследования и т. п.). Чаще, чем на уроках, использую индивидуальные и коллективные (групповые) формы организации деятельности, в том числе разные виды игр. Заметно при этом возрастает самостоятельность учащихся. Появляется возможность внедрения в жизнь, некоторых результатов их исследовательской и проектной деятельности (например, организация экскурсий для жителей села, экологические десанты...).
В содержании внеклассной работы по географии выделяю несколько направлений (научно-познавательное, историко-географическое, страноведческое, экологическое, экономическое, эстетическое, туристко-краеведческое), а содержание внеклассной работы определяет её формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, учитываю возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов), социальную обстановку в районе школы, материальную базу школьной и сельской библиотек и другие условия.
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ дополняет и углубляет вопросы содержания, которые вызывают особый интерес у школьников. Учащиеся пишут рефераты, обсуждают интересные факты, выстраивают гипотезы, делятся впечатлениями от научно-познавательных фильмов и книг. Традиционным является проведение общешкольных игр "Что? Где? Когда?", где учащиеся не только проверяют свои знания, но и составляют интересные вопросы на выявление причинно-следственных и других логических связей. В играх принимают участие и гостевые команды (Верхоленска, Залога и др.).
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Внеклассная работа более широко, чем учебная, позволяет мне знакомить школьников с именами путешественников, мореплавателей, ученых исследователей. Это направление реализуется в рамках предметных недель по географии. Учащиеся оформляют презентации, отвечают на вопросы викторин.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Это направление особенно привлекает школьников, а мне даёт возможность воспитывать любовь к природе, родному краю. Туристско-краеведческую работу связываю с изучением географических объектов непосредственно в природе, по маршруту похода, туристической полосы. Эта работа ценна тем, что позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, научить вести полевой дневник, съемку местности, вести визуальные наблюдения, пользоваться приборами и инструментами для изучения объектов и явлений природы, способствует закреплению знаний с уроков, помогает освоить элементы туристской техники, приобрести навыки обустройства бивака, ориентирования и способов передвижения на местности, правильного поведения в природе. В ходе проведения походов организую работу школьников, помогаю выполнить задания исследовательского характера. На заключительном этапе подводим итоги: оформляем отчеты, обрабатываем собранный материал, обогащаем им кабинет географии, участвуем в конкурсах, оформляем статьи.
Высоко значение туристско-краеведческой работы в сплочении классных коллективов, в развитии физических способностей учащихся, целеустремленности, дисциплины, выносливости. В данном направлении удалось наладить сотрудничество с другими школами района (Малоголовской, Верхоленской) по проведению межшкольных туристических слетов, обобщить опыт работы в конкурсе "На лучшую организацию туристско-краеведческой работы в общеобразовательных организациях Иркутской области".
Краеведенье дает материал для исследовательских работ, с которыми ребята выступают на конференциях (школьной "5+" и районной "Шаг в науку"). Учащиеся ведут экскурсии в Доме-музее Святителя Иннокентия, собирают материалы по истории школы, села, о Ветеранах войны и труда, тружениках тыла, уважаемых односельчанах.
С большим интересом ребята участвуют в различных викторинах по истории и географии родного края (см. "География Качугского района")
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ связываю с повышением экологических знаний учащихся, с вооружением их навыками грамотного использования природных ресурсов, с воспитанием высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Всем школьным коллективом (учащиеся и учителя) осуществляем экологические десанты, природоохранные акции, занимаемся озеленением, трудимся на пришкольном участке, участвуем в конкурсах экологических плакатов, листовок. Значимым результатом в работе считаем успешное участие в Большой экологической игре "Чистый мир".
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ связываю с расширением и углублением знаний о хозяйственной деятельности. Оно способствует экономическому воспитанию, раскрывает нормы поведения в условиях рыночной экономики. Воспитываю в своих учениках, такие важные качества, как бережливость, хозяйственная смекалка. По данному направлению осуществляем экскурсии на предприятия (ООО "Анга", Ангинское лесничество, Ангинский сетевой участок, Качугское РТП, КФХ ) с целью экономического анализа и профориентации. Интересно учащимся анализировать факторы размещения предприятий химической, легкой, пищевой промышленности по этикеткам товаров, приобретаемых в магазинах. Данная работа позволяет найти практическое применение знаний с уроков "Экономики" и "Экономической географии России"
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Учу своих учеников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию антропогенных комплексов в пределах села, своего дома.
СТРАНОВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ реализую при изучении народов и стран, вопросов политической географии, событий текущей жизни. Содержание этого направления имеет большое культурологическое значение, обогащает знаниями о странах и народов мира. При отсутствии возможностей для реальных далеких путешествий, мы совершаем заочные путешествия по странам. В кабинете есть хорошая подборка видеофильмов о странах мира, крупнейших городах. При возможности, впечатлениями о поездках делятся ребята, отдыхавшие в Китае, Таиланде, разных уголках России. Два года участвуем в Чемпионате России по географии с командой учащихся "Приленье". В 2023 году пробую свои силы во взрослой лиге. Рекомендую всем (очень познавательно и азартно!)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ